• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ФАС России проанализировала состояние конкуренции на рынках услуг беспошлинной торговли

Во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова (протокол совещания «О разногласиях Минэкономразвития России и ФТС России по поправкам к проекту федерального закона № 130555-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 03.07.2013 № ИШ-П13-75пр) ФАС России провела анализ состояния конкуренции на рынках услуг беспошлинной торговли в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в 2012-2013 годах. Результаты исследования направлены в Правительство Российской Федерации.

В ходе исследования товарных рынков в качестве продуктовых границ определены услуги беспошлинной торговли укрупненными группами товаров (алкогольная продукция, табачная продукция, продукты питания, парфюмерия и косметика, ювелирные изделия, аксессуары, галантерея, сумки и чемоданы, игрушки, литература и прочие товары) в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Анализ проводился в географических границах 44 воздушных, 33 автомобильных, 9 морских, 2 железнодорожных, 1 речного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, которые образуют отдельные товарные рынки.

Результаты исследования показали, что в 67 пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляют деятельность по одному хозяйствующему субъекту, в 14 пунктах пропуска - по два хозяйствующих субъекта, в 3 пунктах пропуска - по три хозяйствующих субъекта. Это позволяет сделать вывод о том, что эти товарные рынки являются рынками с неразвитой конкуренцией. Все перечисленные рынки услуг беспошлинной торговли являются высококонцентрированными.

Только в 5 пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляют деятельность четыре и более хозяйствующих субъектов. Однако в результате расчета коэффициентов рыночной концентрации выявлено, что только рынок услуг беспошлинной торговли алкогольной продукцией в границах воздушного пункта пропуска «Аэропорт Шереметьево» (Терминал F) (Московская обл.) в 2012-2013 гг. имел умеренный уровень концентрации, остальные же рынки услуг беспошлинной торговли являлись высококонцентрированными.

Также в рамках анализа установлено, что некоторые хозяйствующие субъекты осуществляли деятельность в границах нескольких пунктов пропусков через государственную границу Российской Федерации. Было выявлено 40 хозяйствующих субъектов, занимавших в 2012-2013 гг. доминирующее положение на рассматриваемых рынках.

Высокая концентрация рассматриваемых рынков объясняется их «закрытостью», так как вход новых участников на рынок значительно затруднен из-за непреодолимости отдельных барьеров (ограниченное количество площадей для организации магазинов беспошлинной торговли и их неприспособленность к торговле теми или иными товарами).


«ФАС России считает, что с учетом особенностей осуществления беспошлинной торговли, она является отдельным видом торговой деятельности и не может регулироваться едиными требованиями и правилами, которыми регулируется торговая деятельность, осуществляемая на «домашней» территории Российской Федерации. В связи с этим в действующем законодательстве необходимо предусмотреть особенности ее регулирования», - отметила заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская.