• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обиды крупных торговых сетей возникли из-за неинформированности

 

8 ноября 2011 года в связи с публикацией статьи «Торговые сети не пустили в клуб» (В. Золотарев, газета «Номер один» от 02.11.2011) Бурятское УФАС России провело «Круглый стол» с участием представителей Администрации города Улан-Удэ и крупных торговых сетей.

Напомним, что в статье речь шла об организации некоммерческого партнерства «Продукты Бурятии» с целью создания независимой от ритейлеров розничной сети в виде комплексов фирменных киосков, расположенных в самых населенных частях Улан-Удэ, в поддержку местных товаропроизводителей. С этим не согласны представители торговых сетей, по мнению которых в результате этого создается угроза конкуренции для торговых сетей.

Так, руководители торговых сетей «Титан» и «Стам» подтвердили, что возмущены тем, что земля под строительство указанных объектов выделяется без торгов. Возникает вопрос: почему мелкорозничная торговля стоит именно там, где развита торговая сеть, а не на окраинах города? В нестационарных комплексах торговля вообще должна быть согласно САНПиН только штучными товарами, товарами повседневного  спроса, но не торговля продовольствием, тем более, скоропортящейся продукцией.

По мнению представителей крупного торгового бизнеса, город только – только отошел от подвалов, киосков, начал преображаться, в т.ч. за счет строительства универсамов, торговых центров с современным дизайном фасадов. Предприниматели, поверив государству (в лице городской власти, республиканской власти) вложили немалые средства в строительство, теперь вынуждены нести убытки в результате проведения такой политики.

«Что касается товаропроизводителей, - поделился Бужинаев С.П., депутат Городского совета, - это вопрос тонкий. Им надо развивать маркетинговую службу, повышать свою конкурентоспособность по сравнению с ввозимыми товарами, уметь находить свою нишу на рынке, без торговой сети им не обойтись. Они же требуют продавать только местную продукцию. Мы не можем потребителя лишить права на товары из других регионов страны».

Председатель Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ (Лагаев А.Е.) пояснил, что в данном случае речь идет о предоставлении в аренду земельных участков в целях размещения нестационарных торговых объектов на территории города.

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 19.04.2011 № 163, во исполнение требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), утверждены схемы размещения торговых объектов на территории г. Улан-Удэ со сроком действия три года. В указанном перечне также 11 торговых комплексов «Продукты «Бурятия». Всего же в списке:

·       по Советскому району - 33 павильона (в т.ч. 1 комплекс «Продукты Бурятии» в пос. Аэропорт) , 8 минимаркетов, 43 киоска, 1 – передвижной тонар;

·       по Железнодорожному району – 61  павильон (в т.ч. 5 комплексов «Продукты Бурятии» по адресам: Гагарина 64а, п. Зеленхоз ост. Зеленхоз, Столичная ост. «Баня», Гастелло пересечение ул. Чайковского, Хоринская 1), з минимаркета, 56 киосков, 1 платежный терминал),

·       по Октябрьскому району – 50 павильонов (в т.ч. 5 комплексов «Продукты Бурятии» по адресам: пер. Павлова, Геологическая 15, Калашникова 16, Жердева 58, Тулаева 136), 9 минимаркетов, 48 киосков, 1 агромаркет.

Целью проведения Администрацией города данной работы были оптимизация схем размещения торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, рациональное их размещение и перераспределение с учетом расположения стационарной торговой сети.

«Два из одиннадцати земельных участков, - сообщила начальник отдела Комитета по управлению имуществом Е.Ю. Григер, - уже предоставлены в аренду под строительство комплексов «Продукты Бурятия» по результатам торгов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Это участки в районе ул. Геологическая 15  и в пос. Мелькомбинат (ул. Тулаева 136)».

Что касается нашумевших комплексов в 44 квартале и по ул. Ключевская возле ТК «Интерьер», дополнили представители города, то их строительство разрешено в соответствии с частью 4 статьи 19 Закона о торговле, т.к. было начато до утверждения нормативов минимальной обеспеченности.

Было выяснено, что присутствовавшие на «Круглом столе» и не обращались в Администрацию города с заявлением об испрашиваемых земельных участках под строительство нестационарных объектов торговли, хотя такая возможность существует в соответствии с действующими нормами.

В результате переговоров стороны пришли к единому мнению, что властям города необходимо повышать информационную доступность о проводимой политике в области торговли, как минимум, разъяснять действие правовых норм в обеспечение развития единого экономического пространства.

В заключение руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова напомнила присутствующим о пределах компетенции антимонопольного органа в области регулирования торговой деятельности. Так, в соответствии со статьей 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект не вправе приобретать или арендовать дополнительную площадь для осуществления торговли, если его доля превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров в предыдущий финансовый год. В случае нарушения указанного требования сделка ничтожна.

Кроме того, могут возникнуть вопросы  в случае заключения соглашения мэрии с некоммерческим партнерством «Продукты Бурятии» в связи с контролем соблюдения норм Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (статьи 15, 16, 17, 19), устанавливающих: запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия, в т.ч. органов местного самоуправления, заключение соглашений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, ограничивающих конкуренцию;  антимонопольные требования к торгам; предоставление муниципальных преференций в определенном порядке.

Представители торговли также указали на возможные нарушения процедуры предоставления земельных участков под некоторые объекты торговли, по которым будет проведено расследование.