• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О результатах анализа состояния конкурентной среды на рынке платных услуг связи для целей телевещания

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг связи для целей телевизионного вещания проводился в связи с возбуждением дела по признакам нарушения ООО «БИКС+» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения заявлений физических лиц.

ООО «БИКС+» является оператором связи,  оказывающим услуги кабельного телевещания в г. Улан-Удэ и пос. Селенгинск. Целью настоящего анализа является установление признаков наличия/отсутствия доминирующего положения ООО «БИКС+» на рынке услуг связи для целей телевещания.

Настоящий анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

2. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок);

3. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи);

4. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 785 "Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания".

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовались:

1.     сведения, предоставленные хозяйствующими субъектами, осуществлявшими деятельность по передаче и распределению телеканалов в 2010 году и 3-х кварталах 2011 года в г. Улан-Удэ;

2.     сведения Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия.

В соответствии с целью исследования рынка согласно пункту 2.2 Порядка для изучения сложившихся характеристик рассматриваемого рынка проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

ООО «БИКС» и ООО «БИКС+» входят в одну группу лиц, при этом услуги связи для целей кабельного телевидения до 01.08.2011 года оказывало ООО «БИКС», с 01.08.2011 – ООО «БИКС+». ООО «БИКС+» был приобретен имущественный комплекс, принадлежавший оператору связи ООО «БИКС», в том числе, сети кабельного телевидения. Абоненты ООО «БИКС», не перезаключившие на 01.08.2011  договоры с ООО «БИКС+», имели возможность заключить договор с новым оператором позже и получать услугу без перерыва (без отключения) в полном объеме.

Таким образом,  с учетом времени поступления заявлений физических лиц в антимонопольный орган, временные границы определены  как  2010 год и 3 квартала 2011 года. Для оценки ситуации на рынке в переходный период (август - сентябрь 2011 года) - период перезаключения договоров на оказание услуг кабельного телевидения, оказываемых ООО "БИКС+", целесообразно также уточнить доли, занимаемые операторами связи, по состоянию на 01.09.2011 и 01.10.2011.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основании нормативных документов отрасли, лицензионных условий, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Взаимозаменяемые товары в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Как потенциально взаимозаменяемыми кабельному телевидению рассматривались другие виды телевещания  - эфирное наземное аналоговое, эфирное наземное цифровое, спутниковое.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались: функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства; качественные характеристики, технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели; цена; условия реализации.

По результатам анализа законодательных актов, регулирующих деятельность предприятий в сфере связи на территории Российской Федерации, условий лицензий, договоров, оценки потребительских свойств услуг, с учетом результатов опроса покупателей, продуктовые границы рынка установлены как платные услуги связи для целей телевизионного вещания, оказываемые физическим лицам, и спутниковое телевидение без абонентской платы.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В сфере услуг связи географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и её использованию (подключению к сетям). Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями потребителям в пределах пролегания сетей связи.

Граждане, проживающие в г. Улан-Удэ, пользуются услугой по месту проживания и не могут получать услуги связи для целей телевещания в другом населенном пункте, на территории г. Улан-Удэ услуги кабельного телевидения оказывают 3 хозяйствующих субъекта, услуги спутникового телевидения – 4 хозяйствующих субъекта.

В соответствии с пунктом 4.5. Порядка определение географических границ в данном исследовании осуществлено методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателя), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке. Таким образом, географические границы рынка определены как административные границы муниципального образования «Город Улан-Удэ».

Продавцами на данном рынке являются операторы связи, оказывающие услуги связи для целей телевещания на платной основе.

Сведения о продавцах на данном рынке представлены в Таблице 2 Приложения.

Покупателями на данном рынке являются физические лица, приобретающие услуги телевещания.

Для расчета объема рынка использовался показатель, наиболее полно характеризующий объем продаж (в натуральном выражении) в отрасли связи – количество абонентов, которым оказывается услуга связи в исследуемый период времени, в разрезе кварталов. Кроме того, для уточнения доли, занимаемой ООО "БИКС+", начавшего оказание услуг с августа 2011 года, расчет долей произведен по состоянию на 01.09.2011 и 01.10.2011.

По результатам расчета долей операторов связи на исследуемом рынке ООО «БИКС+» имеет долю более 50%.

На исследуемом рынке услуг связи для целей телевещания выявлены следующие барьеры, затрудняющие доступ на рынок:

экономические барьеры:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости,

- наличие издержек выхода с рынка, включающих инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности,

- высокий уровень издержек получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности (оплата лицензионного вознаграждения правообладателям телеканалов, оплата электроэнергии, потребляемой оборудованием сети связи кабельного телевидения, плата за пользование сооружениями связи, если таковые задействованы в строительстве сети),

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающие для операторов связи более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства),

- высокие расценки на размещение оборудования, выдвигаемые собственниками зданий, организациями, обслуживающими многоквартирные дома, при прокладке и эксплуатации сети связи.

Выявлено, что к административным барьерам относятся необходимость выполнения существующих требований к качеству оказания услуги и, в меньшей мере, процедура получения лицензии.

К другим существенным барьерам входа на рынок в рассматриваемых географических границах можно отнести небольшую численность населения и ее малую платежеспособность.

 Вход на рынок платных услуг связи для целей телевещания по опыту других регионов России, в основном, происходит двумя путями: операторы широкополосного доступа к сети Интернет начинают оказывать услуги кабельного IP-телевидения с использованием своих сетей передачи данных, либо крупные операторы связи покупают сети региональных операторов.