• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О результатах анализа рынка по хранению нефтепродуктов в Республике Бурятия за 2007-2009 гг.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению нефтепродуктов в Республике Бурятия проведён Бурятским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России «О плане работ ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы».

Целями проведения анализа явились:

- оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг хранения  нефтепродуктов в Республике Бурятия;

- выявление хозяйствующих субъектов, предоставляющих  услуги хранения нефтепродуктов;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

Временным интервалом для целей подготовки настоящего анализа определён период с 01.01.2007 по 31.12.2009, с разбивкой на календарные 2007, 2008 и 2009 годы.

Все характеристики товарного рынка определены в пределах установленного временного интервала.

При определении продуктовых границ товарного рынка использовался метод, основанный на сведениях, представляемых покупателями услуг по хранению нефтепродуктов.

Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и в соответствии с пунктом 6.2. Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232,  в качестве продуктовых границ  определены следующие невзаимозаменяемые услуги:

1. услуги по хранению сырой нефти;

2. услуги по хранению бензина, в т.ч.: 

2.1.услуги по хранению бензина марки А-76, АИ-80 (и аналоги);

2.2.услуги по хранению бензин марки АИ-90, АИ-92 (и аналоги);

         услуги по хранению бензина марки АИ-95 (и аналоги);

2.4.услуги по хранению  бензина  марки АИ-98 (и аналоги);

3. услуги по хранению дизельного топлива;

4. услуги по хранению топочного мазута.

При определении географических  границ товарного рынка использовался метод, основанный на сведениях, представляемых покупателями услуг по хранению нефтепродуктов. По результатам исследования установлено, что основными покупателями являются оптовые поставщики, перепродавцы нефтепродуктов, осуществляющие деятельность на территории Республики Бурятия; географические границы исследуемого рынка замыкаются границами Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 31 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее -  Порядок проведения анализа) в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определённого временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке хранения нефтепродуктов, входят хозяйствующие субъекты, которые имеют в собственности (пользовании) резервуары для хранения нефтепродуктов на территории Республики Бурятия  и лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 38 «а» Порядка проведения анализа  объём товарного рынка определяется  как сумма объёмов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке, в натуральном выражении.

В целях настоящего анализа объем рынка услуг по хранению нефтепродуктов характеризуется следующими показателями:

1. Сумма общей вместимости резервуаров для хранения, в м3;

2. Общий грузооборот нефтепродуктов, в т.

Соответственно, доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке  рассчитаны  как выраженные в процентах отношения показателей, характеризующих объём товарной массы по грузообороту (вместимость  резервуаров) по  конкретным хозяйствующим субъектам на рассматриваемом рынке, к показателю, характеризующему объём  рассматриваемого товарного рынка.

Уровни концентрации рынков услуг по хранению нефтепродуктов  в установленных временных, продуктовых и географических границах определены в соответствии с пунктом 42 Порядка проведения анализа на основании показателей коэффициентов рыночной концентрации  (CR3) и индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) (пункт 40 Порядка проведения анализа):

Уровень концентрации рынка услуг по хранению  нефтепродуктов в разрезе марок бензина (А 76(80), АИ 92, АИ 95, АИ 98), дизельного топлива и топочного мазута  по грузообороту резервуаров  в 2007, 2008 и 2009 гг.

№№

п/п

Наименование товарного рынка

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

1.

Рынок услуг по хранению  бензинов, в т.ч. 

CR3

97,76%

96%

97%

HHI

6035,120

6062,911

6954,837

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

2.1.

Рынок услуг по хранению  бензина марки А 76(80)

CR3

96%

99%

96%

HHI

6386,197

6131,225

7082,281

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

2.2.

Рынок услуг по хранению  бензина марки АИ 92

CR3

98%

97%

99%

HHI

5765,976

5986,245

7014,448

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

2.3.

Рынок услуг по хранению бензина марки АИ 95 

CR3

100%

100%

100%

HHI

7640,738

7753,035

5836,725

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

2.4.

Рынок услуг по хранению  бензина марки АИ 98

CR3

100%

100%

100%

HHI

10000

7328,190

5509,519

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

3.

Рынок услуг по хранению дизельного топлива

CR3

91%

94%

94%

HHI

5079,448

5298,851

4495,347

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

4.

Рынок услуг по хранению  топочного мазута

CR3

100%

100%

100%

HHI

10000

10000

10000

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

 

Уровень концентрации рынка услуг по хранению  нефтепродуктов в разрезе марок бензина

(А 76(80), АИ 92, АИ 95, АИ 98), дизельного топлива и топочного мазута

  по общей вместимости резервуаров  в 2007, 2008 и 2009 гг.

№№

п/п

Наименование товарного рынка

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

1.

Рынок услуг по хранению  бензинов, в т.ч. 

CR3

96%

96%

96%

HHI

7214,899

7036,566

7036,566

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

2.1.

Рынок услуг по хранению  бензина марки А 76(80)

CR3

96%

98%

98%

HHI

8427,733

8571,965

8571,965

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

2.2.

Рынок услуг по хранению  бензина марки АИ 92

CR3

97%

98%

97%

HHI

6247,043

6021,352

6021,352

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

2.3.

Рынок услуг по хранению бензина марки АИ 95 

CR3

100%

100%

100%

HHI

6253,902

5432,526

5432,526

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

2.4.

Рынок услуг по хранению  бензина марки АИ 98

CR3

100%

100%

100%

HHI

10000

5102,041

5102,041

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

3.

Рынок услуг по хранению дизельного топлива

CR3

92%

92%

92%

HHI

4491,26

4463,043

4463,043

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

4.

Рынок услуг по хранению  топочного мазута

CR3

100%

100%

100%

HHI

10000

10000

10000

Уровень концентрации

высококонцентрированный

высококонцентрированный

высококонцентрированный

Таким образом, рынки услуг по хранению нефтепродуктов  в 2007,  2008 и 2009 гг. относятся к высококонцентрированным рынкам.

По итогам проведенного анализа  выявлен хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение  - ООО «Бурят-Терминал», доля которого на исследуемых рынка в 2007 – 2009 г.г. стабильно превышала 50%, доля второго крупного хозяйствующего субъекта ООО «Байкалнефтемаркет» составляла в среднем <…..>,  доли остальных хозяйствующих субъектов не превышали 1-2%.

При проведении анализа  рынка услуг по хранению нефтепродуктов в Республике Бурятия,  в том числе на основании данных опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке,  были выявлены такие  основные барьеры входа на рынок, как:

1.            Степень удовлетворенности спроса  на услуги по хранению нефтепродуктов в Республики Бурятия.

Отсутствие финансовой возможности закупать крупные партии нефтепродуктов розничными продавцами нефтепродуктов, в т.ч. индивидуальными предпринимателями. Для осуществления своей деятельности ими закупаются небольшие партии нефтепродуктов по мере необходимости  у местных оптовых перепродавцов или производят доставку нефтепродуктов в Республику Бурятия автомобильным транспортом, т.е. без использования нефтебаз и складов ГСМ. Следовательно, у розничных продавцов горюче-смазочных материалов отсутствует спрос на услуги по хранению нефтепродуктов.

Кроме того, большинство  хозяйствующих субъектов отмечают высокую стоимость хранения нефтепродуктов.

 При этом процесс поставки и хранения нефтепродуктов остальными хозяйствующими субъектами на момент исследования организован и отрегулирован. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие нефтебаз в Республике Бурятия соответствует спросу и целесообразность создания новых баз по хранению нефтепродуктов отсутствует.

Это подтверждается сведениями о наличии неиспользуемых мощностей у организаций, имеющих в собственности и в аренде склады ГСМ.

2. Административные барьеры.

Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления, являются существенными и труднопреодолимыми как с точки зрения входа на рынок новых продавцов, так и с точки зрения расширения объёмов продаж действующими нефтебазами и складами ГСМ.

Так, многие хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги по хранению нефтепродуктов в республике,  отмечают такие трудности, как:

-  значительные временные и финансовые затраты при получении участков под строительство нефтебаз;

- трудности в оформлении согласительных и разрешительных  документов при приёме в эксплуатацию;

- необходимость получения лицензии на деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.

 Также в качестве административного барьера хозяйствующими субъектами выделяется усиление контроля со стороны уполномоченных на соответствующий контроль органов власти в виде проверок на соблюдение требований пожарной безопасности, качества продукции, экологического, трудового законодательства и др.

3. Экономические барьеры.

Для входа на рынок необходим значительный объём первоначальных инвестиций и капитальных затрат на строительство нефтебазы, что, при длительном сроке окупаемости этих вложений, ограниченной доступности финансовых ресурсов, непривлекательных условиях инвестирования и кредитования, позволяет сделать вывод о трудностях в преодолении данного барьера мелкими хозяйствующими субъектами.

Как показал анализ, среднегодовая рентабельность предприятий, осуществляющих деятельность по оказанию услуг хранения нефтепродуктов в Республике Бурятия, не превышает 18%, что делает исследуемый рынок малопривлекательным. 

4. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК).

ВИНК ОАО «Роснефть» представлена на территории Республики Бурятия ООО «Бурят-Терминал», учредителем которого является ОАО «Бурятнефтепродукт» - крупный оптовый и розничный поставщик ГСМ в республике. Осуществление хранение нефтепродуктов ООО «Бурятнефтепродукт» на складах ООО «Бурят-Терминал» дает ему преимущество  при удовлетворении спроса на услуги хранения и предопределяет его доминирующее положение на исследуемом товарном рынке.

Все вышеперечисленные барьеры являются труднопреодолимыми.   

По итогам проведенного анализа за 2007, 2008, 2009 г.г. рынки услуг по хранению автомобильных бензинов, дизельного топлива, топочного мазута  являются высококонцентрированными и относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Наибольшую долю (более 50%) по грузообороту и по объему мощностей  на указанных рынках занимает ООО «Бурят-Терминал».

Ближайший нефтеперерабатывающий завод (ОАО «Ангарский нефтехимический комбинат», принадлежащий ОАО «Роснефть») расположен в соседней с республикой  Иркутской области.    

Основной схемой снабжения Республики Бурятия является поставка нефтепродуктов железнодорожным транспортом, незначительная поставка топлива также осуществляется и автомобильным транспортом из Иркутской области (г. Ангарска, Иркутска, г. Бодайбо) и  Забайкальского края.

Кроме того, поставка нефтепродуктов в республику   осуществляется с Ачинского нефтеперерабатывающего завода и Омского НПЗ.  

Большая часть участников розничного и мелкооптового рынка реализации нефтепродуктов предпочитает приобретать нефтепродукты у крупного оптового поставщика ООО «Бурятнефтепродукт» (входящего в одну группу лиц  с ВИНК ОАО «Роснефть»).

Нефтебаза,  принадлежащая ООО «Бурят-Терминал»,  входящего в одну группу лиц  с ВИНК ОАО «Роснефть», имеет в Республике Бурятия  5 цехов, которые равномерно распределены на территории республики (Новоуоянский, Джидинский, Северобайкальский, Сульфатный и Улан-Удэнский цеха). В настоящее время Новоуоянский цех, находящийся в Северобайкальском районе Республики Бурятия, законсервирован, ООО «Бурят-Терминал»  имеет возможность сдавать в аренду мощности по хранению нефтепродуктов только Новоуоянского цеха. На остальных цехах ООО «Бурят-Терминал» может оказывать только услуги по хранению нефтепродуктов. 

Фактор сезонности играет определенную роль: например, в связи с посевными–уборочными работами у контрагентов агропромышленного комплекса периоды повышенного спроса на нефтепродукты это апрель-май, и сентябрь-октябрь. Также увеличение продаж высокооктановых марок бензина возникает в связи с повышением уровня сезонного спроса в теплое время года (в период с апреля по сентябрь).    

Основными  региональными факторами и особенностями, влияющими на условия обращения товара и состояние конкурентной среды в Республики Бурятия, являются:

- наличие в Республике Бурятия крупного хозяйствующего субъекта,  имеющего в собственности  нефтебазу и входящего в одну группу лиц с доминирующим на рынке розничной реализации нефтепродуктов ОАО «Бурятнефтепродукт»;

-  равномерность присутствия на рынке  хозяйствующих субъектов;

- ограниченный спрос;

- отсутствие нефтеперерабатывающего  завода в республике.

Исследуемые товарные рынки относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией. Присутствие на рынках крупных хозяйствующих субъектов,  в т.ч. входящего в ВИНК ОАО «Бурятнефтепродукт», имеющих значительные конкурентные преимущества, другие барьеры административного, экономического характера позволяют сделать вывод об отсутствии перспектив существенных изменений состояния конкурентной среды.

По результатам проведенного (в соответствии с Порядком проведения анализа) анализа рынка услуг хранения  нефтепродуктов в Республике Бурятия подготовлен аналитический отчет. Основанием для начала действий по включению в Реестр является аналитический отчет.

 

Во исполнение государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, в соответствии  с административным регламентом, утвержденным Приказ ФАС России от 17.01.2007 № 6, ООО «Бурят-Терминал» внесено в Реестр  по оказанию услуг по хранению  бензина марок А 76 (80), АИ 92, АИ 95, АИ 98, дизельного топлива и топочного мазута  с долей >50% в границах Республики Бурятия.