• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О результатах анализа рынка услуг по междугородным регулярным пассажирским автобусным перевозкам г. Улан-Удэ и г. Гусиноозерск

Настоящий анализ проведён в рамках рассмотрения дела № 02-03/25-2011  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Автор» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, в соответствии с:

- Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утверждённым приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447,

- Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее – Регламент по установлению доминирующего положения).

Целью анализа является установление наличия/отсутствия признаков наличия доминирующего положения ООО «Автор» на товарном рынке.

Методическую основу анализа составили:

 - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённый приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее -  Порядок);

- Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

При проведении анализа использовались следующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

- Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;

- Закон Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия»;

- Приказ Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее – Минтранс РБ) от 29.05.2009 № 40 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия»;

- Приказ Минтранса РБ от 16.09.2009 № 82 «О маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования на пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Бурятия».

В качестве источников исходной информации использовались сведения о результатах хозяйственной деятельности субъектов товарного рынка, полученные непосредственно от самих хозяйствующих субъектов, данные органов государственной власти Республики Бурятия.

 

  1. Временной интервал исследования

Согласно пункту 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования является определение наличия признаков доминирующего положения ООО «Автор» при рассмотрении дела № 02-03/25-2011, которое возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства в январе 2011 года.

Исследуемый товарный рынок характеризуется следующими особенностями:

  1. Длительный срок договора, закрепляющего за межмуниципальным маршрутом по итогам проводимого конкурса конкретного перевозчика.

В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (межмуниципальное сообщение) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» перевозки по маршрутам регулярных перевозок осуществляются на основании договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном, межмуниципальном и муниципальном сообщении на территории Республики Бурятия, заключаемых организатором регулярных пассажирских перевозок с перевозчиками по результатам проведенного конкурса.

По данным Минтранса РБ право осуществления пассажирских перевозок по регулярному межмуниципальному маршруту № 280 «Улан-Удэ – Гусиноозерск» в соответствии с результатами проведенного конкурса на право транспортного обслуживания населения (протокол № 25 от 29.01.2010 г.) предоставлено ООО «Автор». Согласно пункту 5.1  договора, заключенного по итогам конкурса, срок его действия составляет 5 (пять) лет.

  1. Цена рассматриваемого товара регулируется государством.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ РБ) от 21.01.2008 № 4/3 «О предельных (максимальных) тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении на территории Республики Бурятия» были установлены тарифы, действительные до 21.01.2011 (дата введения новых тарифов).

  1. Регулярность оказываемых услуг.

Согласно утвержденному Минтрансом РБ паспорту маршрута регулярных перевозок № 280 «Улан-Удэ – Гусиноозерск» периодичность данного маршрута является круглогодичной, регулярность маршрута - ежедневная.

На момент проведения анализа с учетом даты поступления заявления о нарушении антимонопольного законодательства имеется возможность получения информации о результатах деятельности за оконченный календарный период  - 2010 год.

Таким образом, временным интервалом настоящего анализа определен 2010 год.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункту 3.1. Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемых для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара проведено в соответствии с  пунктом 3.4. Порядка на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд (статья 786 кодекса).

В соответствии с пунктом 1.1. Договора от 19.02.2010 г. № 39 на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок на территории Республики Бурятия № 280 «Улан-Удэ – Гусиноозерск» перевозчик обязуется осуществлять регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом на указанном маршруте.

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности.

Перевозчик ООО «Автор» имеет лицензию №АСС 03 006571 от 15.05.2009 г. на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ) определены следующие понятия:

«маршрут» - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

«маршрут регулярных перевозок» - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

«пассажир» - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;

«перевозчик» - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Статьей 4 указанного закона установлено, что перевозки пассажиров осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении, причем перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Статьей 5 Закона № 259-ФЗ предусмотрены следующие виды перевозок пассажиров и багажа:

- регулярные перевозки;

- перевозки по заказам;

- перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (статья 19 Закона № 259-ФЗ).

Согласно статье 8 Закона Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» под «межмуниципальным маршрутом» понимается маршрут регулярных перевозок, проходящий в пределах двух и более муниципальных районов.

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст, рассматриваемому виду деятельности соответствуют следующие коды:

  Раздел I Транспорт и связь

60           Деятельность сухопутного транспорта

60.2        Деятельность прочего сухопутного транспорта

60.21.1   Деятельность автомобильного  (автобусного) пассажирского          транспорта, подчиняющегося расписанию

60.21.13  Междугородные автомобильные   (автобусные)  пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), принятым и введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, предусмотрен следующий код:

60.21.41 Перевозки междугородные регулярные пассажирские, кроме                   железнодорожных, подчиняющиеся расписанию.

Исходя из изложенного, продуктовые границы рынка целесообразно предварительно определить как услуги по междугородним регулярным пассажирским автомобильным (автобусным) перевозкам, подчиняющимся расписанию.

На основании анализа функционального назначения, применения, качественных и технических характеристик, цены и условий реализации товара, в соответствии с пунктом 3.5. Порядка, выявлены следующие свойства товара, определяющие выбор покупателя:

- цель потребления рассматриваемого товара (услуги) – проезд от начального остановочного пункта до конечного остановочного пункта маршрута, т.е. проезд из г. Улан-Удэ в г. Гусиноозерск и обратно;

- основные качество товара – регулярность  (т.е. возможность приобретения товара  в соответствии с утвержденным расписанием  периодически в течение дня), постоянство (т.е. возможность приобретения товара в любой день года).

Исходя из перечисленных свойств товара, на основании анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономических деятельности, продукции, услуг, а также на основании мнения эксперта (Минтранса РБ), в соответствии с пунктом 3.6. Порядка осуществлено выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для рассматриваемого товара.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, принятым и введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, в одну группу с перевозками междугородными регулярными пассажирскими, кроме железнодорожных, подчиняющихся расписанию, входят:

60.21 Услуги пассажирского сухопутного транспорта, подчиняющегося расписанию, прочие

60.21.1 Перевозки внутригородские и пригородные железнодорожные пассажирские

60.21.2   Виды сухопутных перевозок смешанные

60.21.3 Перевозки внутригородские и пригородные пассажирские, кроме железнодорожных

60.21.4 Перевозки междугородные пассажирские, кроме железнодорожных

Таким образом, на основании приведенной группировки классификатора можно определить следующие товары, являющиеся потенциально взаимозаменяемыми к рассматриваемому товару:

  1. Услуги по пригородному железнодорожному сообщению, подчиняющемуся расписанию.

По данным Минтранса РБ, в Республике Бурятия имеется пригородное сообщение до станции Загустай.

В связи с отсутствием средств у антимонопольного органа на проведение «теста гипотетического монополиста» и определение эластичности спроса (что предусматривает необходимость выборочного опроса среди неограниченного круга потребителей), согласно пункту 3.7. Порядка, определение взаимозаменяемых товаров основывалось, в соответствии со  статьей 4 Закона № 135-ФЗ, на основе анализа фактической замены товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

По данным Минтранса РБ, стоимость железнодорожного проезда из станции Улан-Удэ до станции Загустай составляет 128 рублей, период следования  - ежедневный. Однако станция Загустай расположена в 3 км от г. Гусиноозерска, следовательно, для того, чтобы добраться до г. Гусиноозерска, пассажиру необходимы дополнительные временные и финансовые затраты на проезд от станции. Таким образом, в соответствии с пунктом 3.7. Порядка, рассматриваемая услуга не относится к взаимозаменяемой по отношению к услуге пассажирской перевозки по межмуниципальному маршруту «Улан-Удэ – Гусиноозерск».

Таким образом, в качестве продуктовых границ исследуемого рынка определены услуги по междугородным регулярным пассажирским автомобильным (автобусным) перевозкам, подчиняющимся расписанию (код ОКВЭД 60.21.13, код ОКПД 60.21.41).

  1. Определение географических границ товарного рынка

Согласно пункту 4.1. Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ;

- выявлений условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) проведено в соответствии с пунктом 4.2. Порядка на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Дело № 02-03/25-2011 возбуждено по признакам нарушения установленного порядка ценообразования на территории пролегания маршрута «Улан-Удэ – Гусиноозерск».

Таким образом, территория пролегания маршрута «Улан-Удэ - Гусиноозерск» предварительно определена в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка.

Особенность рассматриваемого товара (услуга по пассажирской перевозке) заключается в том, что процессы его производства и потребления неотделимы друг от друга; услуга не может складироваться и вывозиться за пределы территории, на которой она оказывается.

При этом, по данным Минтранса РБ, в настоящее время внесены в реестр пригородных и межмуниципальных маршрутов Республики Бурятия следующие маршруты, имеющие остановочные пункты в г. Улан-Удэ и г. Гусиноозерск:

- Маршрут № 280 «Улан-Удэ – Гусиноозерск»;

- Маршрут № 281 «Улан-Удэ – Селендума»;

- Маршрут № 282 «Улан-Удэ – Новоселенгинск»;

- Маршрут № 285 «Улан-Удэ – Ташир».

В соответствии с утвержденным Минтрансом РБ паспортами вышеперечисленных маршрутов, расстояние между остановочными пунктами в г. Улан-Удэ и в г. Гусиноозерск данных маршрутов составляет 112 км. Согласно Приказу  Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21.01.2008 г. № 4/3 тариф на перевозку пассажиров в рассматриваемом временном интервале составлял 0,97 руб./пассажирокилометр (без НДС). Следовательно, стоимость проезда из г. Улан-Удэ до г. Гусиноозерска, независимо от того, какой из вышеперечисленных маршрутов выбран пассажиром, составляет 108,64 руб. с одного пассажира. Таким образом, поскольку цена товара, поставляемого с территорий пролегания данных маршрутов, одинакова, указанные территории в соответствии с пунктом 4.4. Порядка относятся к одному товарному рынку.

Исходя из изложенного, географические границы рассматриваемого товара определены как территория между остановочными пунктами г. Улан-Удэ и г. Гусиноозерск межмуниципальных маршрутов пассажирских перевозок.

  1. Определение хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Согласно пункту 5.1. в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

По данным Минтранса РБ, межмуниципальные перевозки между остановочными пунктами г. Улан-Удэ и г. Гусиноозерск осуществляют:

  1. ООО «Автор»  (670031, г. Улан-Удэ, 113-й квартал, д. 1, кв. 71,  принадлежность к группе лиц не выявлена) – маршруты № 280 «Улан-Удэ – Гусиноозерск», № 281 «Улан-Удэ – Селендума», № 282 «Улан-Удэ - Новоселенгинск»;
  2. ООО «Гусиноозерское АТП» (671160, Республика Бурятия, г. Гусиноозерск, ул. Энергетиков, 24, корпус 1, кв. 22, принадлежность к группе лиц не выявлена) - маршрут № 285 «Улан-Удэ - Ташир».

По результатам проведенного опроса перечисленных перевозчиков, а также по данным Минтранса РБ иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров из г. Улан-Удэ в г. Гусиноозерск и обратно, не выявлено.

Приобретателями товара являются физические лица (пассажиры).

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы за определенный период времени  в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании показателя объема продаж товара (объема оказанных услуг в натуральных показателях) -  количества перевезенных пассажиров.

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка объем рынка определен как сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке. Доля хозяйствующего субъекта рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (пункт 6.3. Порядка).

Данные об объеме товарного рынка и долях хозяйствующих субъектов на рынке приведены в таблице ниже:

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество перевезенных пассажиров  2010 году, чел.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке, %

ООО «Автор»

<…>

<…>

ООО «Гусиноозерское АТП»

<…>

<…>

ИТОГО объем товарного рынка:

<…>

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации использовались следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации

CR1=100%

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

HHI=10000.

Исходя из рассчитанных показателей рассматриваемый рынок характеризуется высоким уровнем концентрации.

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

В ходе проведенного исследования выявлены следующие барьеры на рассматриваемом товарном рынке.

 

  1. Административные:

- согласование открытия маршрута. В соответствии с Приказом Минтранса РБ от 16.09.2009 № 82 «О маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования на пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Бурятия» решение об открытии маршрута регулярных перевозок либо об отказе в открытии маршрута регулярных перевозок принимается Комитетом по развитию транспорта, информатизации и связи Минтранса РБ в течение 20 календарных дней со дня поступления соответствующих предложений;

- конкурсная основа передачи права осуществления межмуниципальных перевозок. Порядок организации и проведения конкурса, оценки участников установлен Приказом Минтранса РБ от 29.05.2009 № 40 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия»;

- лицензирование деятельности. В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию;

- тарифное регулирование. При повышении себестоимости пассажирских перевозок для изменения тарифа перевозчикам необходимо представить в РСТ РБ пакет документов, подтверждающих их расходы, на основании чего РСТ РБ сможет утвердить новый тариф, что происходит, как правило, не чаще 1 раза в год.

Все вышеперечисленные процедуры занимают определенное время, в связи с чем и отнесены к барьерам, существующим на рассматриваемом рынке. Однако отнести перечисленные административные процедуры к труднопреодолимым барьерам представляется нецелесообразным, поскольку они обязательны в равной мере для всех участников рынка (в т.ч. потенциальных), осуществляются уполномоченными органами в установленные законодательством сроки и обусловлены высокой социальной значимостью и требованиями к осуществлению деятельности по пассажирским перевозкам в соответствии с действующим законодательством.

  1. Экономические:

-  затраты на приобретение  и техническое обслуживание транспортных средств;

- высокие ставки и условия кредитования;

- фактор убыточности нового маршрута в течение от трех до шести месяцев после его открытия.

3. Иные:

-  состояние объектов транспортной инфраструктуры;

- отсутствие предложения на рынке Республики Бурятия необходимых (желаемых) транспортных средств;

-  зависимость пассажиропотока от сезона.

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Рынок услуг по междугородным регулярным пассажирским автомобильным (автобусным) перевозкам, подчиняющимся расписанию, в географических границах территории между остановочными пунктами г. Улан-Удэ и г. Гусиноозерск межмуниципальных маршрутов пассажирских перевозок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

По итогам анализа установлено доминирующее положение на исследуемом рынке ООО «Автор» (670031, г. Улан-Удэ, 113-й квартал, д. 1, кв. 71, ИНН 0323346366, ОГРН 1090327005592) с долей >50 %.