• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О действии Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются:

- обеспечение единства экономического пространства,

- создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц, (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности,

- эффективное использование денежных средств,

- расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции,

- обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Как поясняет Федеральная антимонопольная служба представителям СМИ: «Закон № 223-ФЗ – это закон о намерении: сделайте публично, разработайте любые самостоятельные правила и соблюдайте их. Единственная обязанность – положение о закупке, а также информацию по закупке нужно публиковать на сайте zakupki.gov.ru».

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ситуация намного более урегулирована. Устанавливаются закрытый способ закупок, закрытые перечни требований, которые можно предъявлять к участнику, и документов, которые можно требовать в составе от участника, четко и детально, с указанием сроков регламентируется проведение каждой процедуры. Фактически это пошаговая инструкция.

Закон № 44-ФЗ регулирует непосредственно закупки за счет средств федерального, регионального и бюджета местного самоуправления, а Закон № 223-ФЗ – за счет денежных средств самих хозяйствующих субъектов, в том числе с долей государственного участия более 50 %. Под его действие попадают также субъекты естественных монополий, а также ГУПы, МУПы и автономные учреждения.

Таким образом, Закон № 223-ФЗ распространяется на достаточно широкий круг лиц и содержит основные принципы осуществления закупочной деятельности. Всю специфику закупки, учитывающую в том числе объем операций, возможно установить в положении о закупке.

Вместе с тем, в рамках Закона № 223-ФЗ пока существует единственный механизм контроля – рассмотрение жалоб участников закупок в ФАС России.

Основной целью закона было сделать шаг в направлении открытости закупок, это удалось.

Раскрытие информации позволило:

- выявить подходы и практики при закупках товаров, работ, услуг хозяйствующими субъектами: по каким правилам проходит закупка, насколько процедуры конкурентны, прозрачны;

- начать создание механизма допуска к закупкам хозяйствующих субъектов, в том числе малого бизнеса;

- обратить внимание на стоимость закупаемых товаров, работ, услуг.

Механизм раскрытия информации позволяет произвести определенный анализ проводимых закупок. Вывод такой: пока процент экономии средств в рамках Закона № 223-ФЗ значительно ниже, чем по Закону № 44-ФЗ.

Практика применения Закона № 223-ФЗ показала необходимость внесения изменений, что было учтено законодателем; соответствующий законопроект рассмотрен в первом чтении в сентябре 2015 года, в настоящее время осуществляется подготовка текста для рассмотрения во 2-м и 3-м чтениях.

С целью достижения указанных задач, а также предупреждения нарушений положений Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом результатов анализа лучших практик применения положений Закона № 223-ФЗ, ФАС России разработан  Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

Также Стандарт содержит рекомендации заказчикам, реализация которых способствует проведению закупочных процедур более открыто, доступно и конкурентоспособно. Обеспечение прозрачности  проведения отбора исполнителя приводит к максимальному участию компаний в закупках. Это первый шаг к единообразию закупочной деятельности и обеспечению доступа к закупкам организаций-участников.

Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно выстраивать систему закупок: они утверждают положение о закупке и руководствуются этим документом. Каждый из заказчиков самостоятельно разрабатывает свое положение о закупке, предусмотрев в нем все, что считает необходимым.

Согласно данным ФАС России, в настоящее время зарегистрировано более 2000 наименований закупочных процедур, отличающихся многообразием требований к участникам, составу заявки, порядку проведения отбора. У каждого заказчика свои механизмы,  свои подходы. В итоге компаниям, желающим участвовать в закупке, нужно провести научное исследование каждого положения, чтобы понять, как принять участие в закупке.

Но при таком подходе в положении о закупке могут быть закреплены условия, ограничивающие конкуренцию в закупках. Кроме того, заказчики не всегда соблюдают собственные правила осуществления закупок.

Так, по результатам контроля за соблюдением заказчиками норм Закона № 223-ФЗ в 2014 году в целом по России в 30 % случаев жалобы признавались обоснованными, в 2015 г. – 40%. В Бурятии  - та же картина.

Файлы для скачивания

Сведения о жалобах на действия заказчиков, рассмотренных Бурятским УФАС России в 2015 году
Тип файла: docx
Размер файла: 0.01 МБ